Аэробатика – искусство высшего пилотажа

Горка, бочка, штопор, абракадабра… Нет, это не краткое содержание сочинения «Как я провел лето на даче». Это названия аэробатических фигур, которыми радуют зрителей авиашоу пилоты-асы и с которыми мы познакомимся поближе в этой статье.

Аэробатика и вертолетный спорт: разграничиваем понятия

Аэробатику часто ассоциируют с вертолетным спортом, а иногда и используют эти понятия как синонимы. Но между ними есть принципиальная разница и в философии, и в уровне внимания публики. Вертолетный спорт, несмотря на количество наград нашей сборной на мировых первенствах, не так популярен в России. Зато о российской гордости – пилотажных группах «Русские Витязи», «Беркуты» и «Стрижи» – слышали многие.

Вертолетный спорт более «сухой» за счет выполнения обязательных элементов: навигация, полет на точность, слалом и др. А аэробатика, свободная от строгих правил и четкого регламента, предполагает лишь показательные выступления и не дает зрителям ни единой возможности заскучать: это постоянный драйв, чистый адреналин и особая тусовочная атмосфера. 

Однако аэробатические фигуры создавались не из-за стремления к красоте полетов, как можно было бы подумать, а благодаря банальному желанию выжить. Военным летчикам приходится выполнять сложнейшие маневры для эффективной атаки и защиты в воздушном бою, а пилоты гражданской авиации порой вынуждены совершать немыслимые кульбиты при экстренной посадке судна в неподготовленной местности или в трудных погодных условиях. Так и получается: то, чем сегодня мы любуемся и восхищаемся как произведением воздушного искусства, изначально было сугубо вынужденной мерой.

История высшего пилотажа, или Повод для гордости

До начала XX века о поведении воздушного судна при пилотировании было известно крайне мало. Поэтому и выполнять какие-либо маневры, кроме взлета, полета (по прямой или с малым углом наклона) и посадки, мало кто решался. Разработчики считали, что нужно дорабатывать конструкцию с целью сократить угол крена и увеличить устойчивость машины. Но нашлись пилоты, которые доказали, что проблема в выполнении пилотажных фигур не столько в воздушном судне, сколько в уровне пилотирования. Одним из таких смельчаков стал Петр Нестеров (1887–1914), российский военный летчик и легенда мировой авиации. Летом 1913 года он «нарисовал» замкнутую петлю в небе над Киевом, находясь за штурвалом самолета «Ньюпор-4».

Почти сразу после Нестерова последовали такие воздушные «инновации», как штопор Константина Арцеулова, воздушный таран Александра Казакова и многие другие. Но основателем, или родоначальником, высшего пилотажа считают все же Нестерова, хотя мы остановимся на формулировке «идейный вдохновитель», и чуть позже вы поймете почему.

До Нестерова неудачные попытки выполнить мертвую петлю были у американца Хоксея и французских летчиков Мореля, Биассона, Тартона и Пегу. Ближе всего к цели был последний. Именно ему после нескольких попыток покорилась мертвая петля впервые после Нестерова.

Далеко не только смелость помогла Нестерову выполнить мертвую петлю (эта фигура сегодня, кстати, носит его имя). Петр обладал серьезными знаниями в математике и механике, занимался конструкторской деятельностью, изучал аэродинамику полета птиц. В итоге ему удалось наглядно доказать, что умелому летчику покоряются любые вершины, и сместить тем самым ключевое значение в управлении воздушным судном с оснащения машины на технику пилота. Вот что написал сам Петр по этому поводу:

Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора…

С тех пор прошло более ста лет, и были созданы тысячи новых модификаций, позволяющих рассекать воздух в мыслимых и немыслимых направлениях. Как раз о современных моделях и фигурах, которые они способны выполнять, мы и поговорим подробнее.

Вертолеты для высшего пилотажа

Назовем самых частых гостей аэрошоу, которым в теории (а зачастую и на практике) доступны все возможные аэробатические фигуры, включая петлю Нестерова, бочку и др.

Boeing CH-47 Chinook

Boeing CH-47 Chinook – тяжелый военный вертолет с двумя горизонтальными винтами по прозвищу «Летающий вагон».

Eurocopter Tiger

EC 665 Tiger – ударный вертолет франко-немецкой компании Airbus Helicopters, ставка в котором сделана на максимальную незаметность за счет узкого фюзеляжа.

Lynx

Многоцелевой вертолет британской компании Westland, используемый преимущественно для боевых действий и поисково-спасательных работ.

Ми-28Н

Ударный вертолет Ми-28Н по прозвищу «Ночной охотник» состоит на службе ВВС России и пилотажной группы «Беркут».

Ка-52

Разведывательно-ударный вертолет «Аллигатор» Ка-52 служит в вертолетных полках и авиабазах России, а в перерывах снимается в фильмах (например, успел появиться в паре кадров «Ангелов Чарли»).

Bo 105

Разработка немецкой компании MBB, близкий «родственник» модификаций Eurocopter, используется в гражданской авиации многих стран, но готов поучаствовать и в воздушном бою (военные модификации оснащаются управляемыми ракетами «воздух-земля»).

Bell AH-1 Cobra

В списке боевых заслуг «Кобры» от компании Bell – участие во Вьетнамской войне и конфликтах США со странами Центральной Азии и Ближнего Востока

Фигуры аэробатики и высший пилотаж

Понятие «высший пилотаж» в общем понимании довольно размыто: обычно так называют любые демонстративные маневры вертолета, самолета, параплана и других видов воздушных судов. Но технически фигуры разделяются на простые, сложные и высшие, причем к последним относятся лишь несколько супертрудных элементов. Тут, кстати, и разгадка о родоначальнике высшего пилотажа. Мертвая петля входит в категорию сложных маневров, поэтому, строго говоря, и Петра Нестерова, как ее первооткрывателя, нельзя считать родоначальником высшего пилотажа.

Рассмотрим основные элементы пилотажа, которые выполняются на самолетах (чаще) и вертолетах (реже), дополнив краткое описание схематичными картинками и реалистичными видео. Техника выполнения фигуры не зависит от того, на каком судне она выполняется, однако может иметь некоторые нюансы в виду различной аэродинамики самолетов и вертолетов.

 

Простые

Горизонтальная восьмерка

В горизонтальной плоскости, на одной высоте и скорости выполняется последовательно два виража: левый и правый.

Спираль

Движение с большим углом крена на некритических (эксплуатационных) углах атаки. Спираль может быть нисходящей или восходящей в зависимости от того, набирается или снижается высота.

Горка

Фигура выполняется с набором высоты и с постоянным углом наклона траектории. Бывает пологой (с углом до 30°) и крутой (более 30°).

Пикирование

Пикирование – прямолинейное крутое снижение с углом наклона более 30°, как правило, не является самостоятельным маневром, а входит в связку с другими фигурами пилотажа.

Сложные

Бочка

Не меняя направления, воздушное судно выполняет полный разворот относительно продольной оси. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов – одинарной, полуторной и многократной, по наклону траектории – горизонтальной, восходящей и нисходящей.

Абракадабра

Эта придумка российских летчиков заключается в одновременном вращении вокруг всех трех осей, которое выполняется в хаотичном порядке (отсюда и название).

Хаммерхед

Поворот на вертикали с резким задиранием носа, зависанием в воздухе на повороте и смене направления на 180°.

Ранверсман

Выполняется по аналогии с хаммерхедом, но траектория восхождения и снижения от точки поворота проходит не вертикально, а под углом 50–60°.

Штопор

Крутое снижение по спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех осей. Имитирует управление поврежденным самолетом.

Петля Нестерова

Легендарная замкнутая петля выполняется в вертикальной плоскости. Свое название получила из-за казавшейся поначалу «нереальности»: многие пилоты, отважившиеся на эту фигуру до Нестерова, крушили судно и сами разбивались.

Высшие

Колокол Квочура

Движение судна по восходящей траектории с задранным носом, после оно чуть проседает вниз, опрокидывает нос вниз и идет на снижение.

Кобра Пугачева

Самолет задирает нос на 110–180° без смены направления движения, а затем опускает его и продолжает движение по горизонтали.

Чакра Фролова

Разворот вокруг хвоста по малому радиусу. Другое название – кульбит. Схожа с мертвой петлей, но выполняется с критически малым радиусом и на предельно низкой скорости.